Сайт Яндановой Марины Ивановны

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Работы учащихся

"Свадебные обряды" Матуева Соня 9 класс
04.04.2015, 06:09

ӀӀ. Свадебная обрядность Торских бурят.

   Изучая литературу по этнографии и беседуя со старожилами села, я выяснила, что по содержанию и последовательности исполнения обрядов и церемоний мы выделяем три этапа: досвадебные, свадебные и послесвадебные. И в своей работе я хочу более подробно рассказать об этих этапах.

     1)  К досвадебным обрядам и церемониям относятся:

 1) Обряд «һуралта»;

2) Обряд «Хадаг табилга»;

3) Обряд «Хурабшын мүнгэ эрилгэ»;

4)  Обряд «Үдэр гаргалга».

          1) Обряд «һуралта» (сговор) – это соглашение между родителями обоих сторон вступить в родственные отношения. Выполнение роли посредника поручалось одному из уважаемых родственников, знакомому обеим сторонам, который мог бы справиться с возложенной на него задачей. Случается, что сговор происходит непосредственно между отцами жениха и невесты, или самыми уважаемыми старцами рода.

         2) Обряд  «Хадаг табилга»  (сватовство).    

   Один из уважаемых старцев нашего села, наш информатор Иван Макарович Дугаров за свою жизнь пересватал порядка 30-35 невест. И каждый обряд сватовства, где он принимал участие, он помнит, как сейчас. В этом году ему исполнилось 65 лет.

         Из воспоминаний Ивана Макаровича Дугарова: «Я не раз был свидетелем обряда «хадаг табилга», побывал в разных районах нашей республики, в качестве главного свата «түрүү худа», но самое не забываемое и зрелищное сватовство проходит у нас, тункинцев.

         Обычно для сватовства приезжают несколько родственников жениха, один из самых близких его друзей. Самый старинный и представительный из них называется «түрүү худа» количество сватов обязательно должно быть чётным. После приветствия, обычных разговоров, угощения, приехавший сват начинает излагать цель своего приезда высоким поэтическим слогом. Отец невесты обращается ко всем присутствующим родственникам с вопросом, принять ему хадаг или нет. Если родственники согласны, то отец принимает хадаг. Торжественно подходит к божнице с поклоном и молитвой кладет на алтарь хадаг и зажигает свечу (зула). Сваты должны привезти с собой водки (четное количество-2,4,6 и т.д), молока, зерна, еды. После того, как хадаг принят, все должны объединить явства, попробовать  «худын архи», а затем договариваются о дне свадьбы.

       3) Обряд «Хурабшын мүнгэ эрилгэ»

  Обряд «Хурабшын мүнгэ эрилгэ», о котором мне рассказала не менее уважаемая в нашем селе бабушка, без которой не обходится ни один обряд. Это мать троих детей, бабушка шести внуков, Шойбонова Долгор Дашеевна, 1950 года рождения. К ней обращаются жители из соседних сел (Шулуты, Зун-Мурино, Далахай).  Со слов Долгор Дашеевны, обряд «Хурабшын мүнгэ эрилгэ» считается чисто Тункинским. В обряде участвуют только женщины.  2-3 женщины-родственницы невесты подходят к сватам. У одной из женщин, в этой роли обычно выступает старшая невестка из семьи отца невесты.  В руках у нее большое блюдо (поднос), на нем разложены по кругу деньги, в середине блюда на зерне лежит золотое кольцо. Женщины требуют у сватов «хурабшын мүнгэ» для того, чтобы «шить приданое» невесте, а в некоторых случаях говорят о почитании матери невесты, которая взрастила достойную дочь. 

  Вашему вниманию хочу предоставить видео ролик обряда «Хурабшын мүнгэ эрилгэ», который мы приготовили с членами драматического кружка «Уран үгэ».

«Алтыемнай алтаар,

Мүнгыемнай мүнгөөр хаагты!

Зүһыень зүһөөрнь тааруулагты!»

    Продолжает женщина, на что сваты должны положить золотое кольцо рядом с тем кольцом, которое уже лежит на блюде. Затем они по очереди достают из своих карманов деньги и кладут на те, которые уже лежат на блюде. При этом женщины строго следят, чтобы деньги соответствовали друг другу по достоинству, т.е по цвету. Все сидящие следят за происходящим. Этот обычай сопровождается смехом, шутками. Изрядно «помучив» сватов, женщины оставляют их в покое.

       Начинается общее веселье, произносятся тосты, благопожелания, поют песни и т.д.  Затем сваты собираются ехать домой, их провожают с песнями, благопожеланиями.

        4) Обряд «Үдэр гаргалга».

 

2)  К свадебным обрядам и церемониям относятся:

  1. Обряд «Хүнжэлэй бүреэдэһэн»
  2. Обряд «Угтамжа»
  3. Обряд «Оро заһалга»
  4. Обряд «Шэнэ гал гуламта носоохо»​

3)  К послесвадебным обрядам и церемониям относится:

  1. Обряд «Шэнэ бэриин сай ууха»;
  2. Обряд «Абдараа уудалга» или «Сүндүүг нээлгэ»;

На следующий день в доме жениха проводят обряды «Шэнэ бэриин сай уулга», «Абдараа уудалга». Собираются близкие родственники: дяди, тети, братья и сестры и т.д, чтобы посмотреть и поближе познакомиться с невесткой.

  1. Обряд «Шэнэ бэриин сай уулга».

 С этого момента невеста становится полновластной хозяйкой дома. Она наливает всем гостям чай и все пьют чай новой хозяйки, т.е. «шэнэ бэриин сай». И переходят к следующему обряду.

  1. Обряд «Абдараа уудалга» или «Сүндүүг нээлгэ».

    Перед свадьбой родители и родственники невесты готовят «абдар» - сундук для новой хозяйки. В сундук собирают принадлежности, которые понадобятся хозяйке по дому. А также подарки близким и уважаемым старейшинам рода жениха. Сундук открывает самая старшая невестка жениха «Эзы», которая выкупила ключ в день свадьбы у сватов. После того как все получили подарки начинается веселье, звучат благопожелания (үреэлы) молодым.

ӀV. Заключение.

     Занимаясь исследовательской работой, я узнала очень многое о свадебных обрядах не только села Торы, но и Тункинского района. Я провела интересные беседы со старожилами, знатоками обычаев и традиций родного края, научилась беседовать с ними. Много интересных фактов я узнала из архивных материалов, собранных членами школьного краеведческого музея.

     Хочу сказать, что каждый из нас должен знать обычаи и традиции своего народа, села. Я горжусь тем, что живу именно в этом селе, в родной Тункинской долине, в солнечной Бурятии.

 

Категория: Работы учащихся | Добавил: marina
Просмотров: 1665 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
avatar